Наша специфика..

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА - 30%  РЕЧЕВОГО УСПЕХА.
 ЭТО ФАКТ!!! ПРОВЕРЕНО  НА ПРАКТИКЕ!
В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляции должны уметь быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии хорошей подвижности органов артикуляционного аппарата, их умении перестраиваться и работать слаженно, и скоординировано.
Кроме подвижности органов артикуляции очень важны кинестетические (мышечные) ощущения. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех речевых мышц. 
У всех детей с речевыми проблемами нарушена не только подвижность органов речи, но и кинестетическое восприятие от них. Соответственно «речевики» не могут воспроизводить звуки и серии звуков правильно. Для подготовки мышечной системы ребёнка к исправлению речевых дефектов, используют специальные упражнения, называемые артикуляционной гимнастикой.
       Причины, по которым необходимо заниматься
артикуляционной гимнастикой: 
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по раз­витию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на началь­ном этапе.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. 
Артикуляционную гимнастику для дошкольников нужно выполнять 2-3 раза в день (утром, днем и вечером, но не сразу после приёма пищи) и результат не заставит себя долго ждать.
Артикуляцион­ная гимнастика - это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Логопед нашей группы Любовь Львовна подобрала для наших ребят ежедневный комплекс основных упражнений, которые помогут детям легче овладеть звуками, вызывающие трудности в произношении.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
1. Артикуляция  гласных –  * немая  (тянуть гласные звуки без голоса): А-О-У-И
с голосом (пропеть плавно): А-О-У-И      
петь слоговые дорожки:    МА-МО-МУ-МИ;        БА-БО-БУ-БИ;          ПА-ПО-ПУ-ПИ
2. «Лягушата» - «слонята» («хоботок – улыбка») – улыбнуться без напряжения, показать верхние и нижние зубы (зубы сомкнуты). Затем вытянуть губы «хоботком», зубов не разжимать. 5 – 6 раз
3. «Лопатка» -  улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик  языка  на нижнюю губу и удержать спокойный язык  под счет взрослого до 5. Повторить 3 раза.
4. «Лопатка» -  «иголочка» - чередовать широкий  кончик  языка  с узким, напряженным, слегка вытянутым вперед.  Повторить 5 – 6 раз.
5. «Часики» - рот приоткрыт, губы в улыбке, попеременно двигать языком из стороны в сторону, от одного до другого уголка рта. Повторить 8-10 раз.
6. «Горка» - улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, спинка языка приподнимается и выдвигается вперед, как горка, затем опускается в исходное положение. (10 раз)
7. «Качели» - рот широко открыт, зубы обнажены. Поднимать широкий кончик языка к верхним и опускать к нижним зубам. (8-10  раз)
8. «Маляр» - улыбнуться, широко открыть рот, поднять широкий кончик языка к верхним зубам и погладить им нёбо от зубов  внутрь рта и обратно. (8-10  раз)
9. «Лошадка» - рот открыт, цокать кончиком языка, при этом положение губ попеременно улыбка – хоботок.  По секундной стрелке – 1 минуту.
10. «Грибок» - улыбнуться, широко открыть рот, прижать и присосать широкий язык всей плоскостью к небу. Держать под счет взрослого до 10.
11. «Гармошка» - сделать «грибок», удерживая язык в таком положении, смыкать и размыкать зубы; губы в улыбке. Под счет взрослого до 15.
12. «Барабан» - рот широко открыт, губы в улыбке. Широким языком ударять о бугорки возле верхних зубов, ритмично произнося: дэ  – дэ-дэ-дэ. При этом  одновременно пальцами имитировать игру барабанными палочками, отстукивая тот же ритм. Рот приоткрыт, челюсти неподвижны.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

"СКАЖИ НАОБОРОТ"
Буратино - веселый, а Пьеро – грустный
Ворона - тяжелая, а бабочка – легкая
Ведьма – злая, а фея - добрая
Шоссе - широкое, а тропинка – узкая
Океан - глубокий, а лужа мелкая
Змея – гладкая, а лисичка – пушистая
И т. д.

"ОДИН - МНОГО" (родительный падеж)
Ёж - ежей
Волк - волков
Лось - лосей 
Курица - куриц 
 Помидор - помидоров
Ложка - ложек
И т. д.

"ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ"
Осенью улетают в жаркие края стаи журавлей …
(ласточек, скворцов, грачей)
На плите стоит кастрюля с супом...
(компотом, кашей, окрошкой)
В соседнем магазине мама купила хлеб...
(сосиски, макароны, молоко)
И т. д.

"ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО"
С папой сходим за цветами,
И подарим нашей …(маме)
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны,
Как приятен он на вкус,
И зовут его...(арбуз)
Источник: http://doshvozrast.ru/igra/igradidakt08.htm
И т. д.

"ЗАГАДАЛКИ"
Описывается предмет, но не называется и по описанию играющие 
называют его.
Он круглый, красный, растет на кусте, на грядке. Из него можно сделать сок или салат, можно засолить..
И т. д.

ПОДБЕРИ  ПРЕДЛОГ (ИЗ, В, К, НАД, НА, ПО)
Грач вылетел ... гнезда.
Грач прилетел ... гнездо.
Грач подлетел ... гнезду.
Грач кружит ... гнездом.
Грач сел ... ветку.
Грач ходит ... пашне.
 И  т. д.

"БЫВАЕТ-НЕ БЫВАЕТ"
От холодного супа идёт пар.
Из холодильника достали горячий компот.
Сладкий лимон порезали ножом.
Из теста сделали гвозди.
Дрова собрали в букет.
Чай пили под столом.
 И  т. д.

"КТО ДАЛЬШЕ ПРОШАГАЕТ"
называются слова признаки,действия и на каждое названное 
слово делается шаг
Шар (резиновый, круглый, красный, воздушный,
 легкий, прозрачный)
Снег (белеет, тает, хрустит, сверкает, сыплется, вьётся)
И т. д.

"ЧЕЙ, ЧЬЯ, ЧЬЁ..."
Чья морда? - беличий, лосиный, заячий
Чей хвост? - ...
Чьё ухо? - ...
Чьи лапы? - ...
И т. д.

"1, 2, 5..."
Один лебедь, два лебедя, … пять лебедей.
Один дом, два дома, ... пять домов.
Одна кошка, две кошки, ... пять кошек.
Одно животное, два животных, ... пять животных.
Один козлёнок, два козлёнка, ... пять козлят.
Одна мама, две мамы, ... пять мам.
И т. д.

"ЧЕГО НЕ СТАЛО?"
Выставляется несколько предметов или иллюстраций с их изображением. Даётся несколько секунд на их запоминание. Затем игроков просят закрыть глаза и убирается один предмет, а игроки, открыв глаза отгадывают чего не стало.

"ЧЕЙ ПРЕДМЕТ?"
Пианисту - пианино
Плотнику - 
Экскаваторщику - 
Продавцу - 
Врачу - 
Скрипачу - 
И т. д.

"НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ"
Скрипка, балалайка, дудка - музыкальные инструменты
Кошка, кролик, коза - 
Самолёт, поезд, лодка - 
Фиалка, кактус, фикус - 
нос, подбородок, пальцы - 
носки, брюки, платье - 
И т. д.

"КАК СКАЗАТЬ ПО-ДРУГОМУ"
Собака сидит в будке (конуре).
На забор взлетел петух (кочет).
Наседка (квочка) ведет цыплят на лужок.
И т. д.

"СОСТАВЬ ПАРОЧКИ"
Лёд - (коньки)
Перья - (птица)
Снег - (сугроб)
Дом - (жильцы)
Садик - (дети)
Яйцо - (птенец)
И т. д.

"ОН И ОНА"
Учитель - учительница
Писатель - 
Мастер - 
Сторож - 
Гитарист - 
Пианист - 
И т. д.

"УЗНАЙ ПО ПРИЗНАКУ"
хитрая - ...
косолапый - ...
колючий - ...
сохатый - ...
трусливый - ...
голодный - ...
И т. д.

"ЧЬИ?"

У журавля – журавлиные крылья.

У гуся – гусиные крылья.

У страуса – страусиные крылья.

У грача – грачиные крылья.

 У сокола - соколиные крылья.
У птиц - птичьи крылья.
                                             И т. д.

"ПОДБЕРИ СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ"
Большой ложкой - кушают суп.
С парашютом - 
Из чайника - 
Ушами - 
Помидоры ножом -
Дырку на одежде -  
И т. д.

"ЧЕЙ МАЛЫШ?"
У утки - утёнок
У кукушки - 
У свиньи - 
У тигра - 
У лошади - 
У овцы - 
И т. д.

"ЧТО ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?"
Игрушка из пластмассы - пластмассовая
Кастрюля из алюминия - 
Куртка из кожи - 
Стакан из стекла - 
Одеяло из шерсти - 
Шуба из меха - 
И т. д.

"ИЗ 2 СЛОВ СОСТАВЬ ОДНО"
Пар, ходить - пароход
Звёзды, летать - 
Сам, катить - 
Сам, варить - 
Лёд, рубить - 
Сок, выжимать - 
И т. д.

"ДЛЯ ЧЕГО И ПОЧЕМУ?"
  Для чего чайнику носик?
Для чего человеку пальцы?
Для чего птице перья?
Почему для супа используют глубокую тарелку, а для каши мелкую?
Зачем у лопаты ручка?
Зачем лиса роет нору?
И т. д.

"НАЙДИ СЛОВО"
Соусница – от слова соус
Сахарница - …
Салатница - …
Супница - …
Масленка - …
Перечница - …
Солонка - 
И т. д.

"ИСПРАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ"
Солнце взошло потому,  что стало тепло.
Летом на деревьях распустились листья.
Дом поднял подъёмный кран.
У чайника нет носика.
Во рту язык всегда перед зубами.
Строители поставили в подъезде входное окно.
И т. д.

"ОДИН-МНОГО"
Волос - волосы
Платье - 
Ногти - 
Головы - 
Рот - 
Корочка - 
 И  т. д.

"НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО"
Аист, крыло, журавль, стриж.
Санки, коньки, сапоги, клюшка.
Кофе, конфета, лимонад, сок.
Камень, кирпич, доски, совок.
Рот, нос, глаза, спина.
Колготки, брюки, штанина, шорты.
И т. д.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ


ГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ 
ПО ПОДГОТОВКЕ РУКИ К ПИСЬМУ
ОРИГАМИ


























ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦ.

Заучивание стихов с использованием мнемотаблиц.

  Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Этапы работы над стихотворением:
1.     Взрослый выразительно читает стихотворение.
2.     Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3.     Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4.     Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5.     Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6.     Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Стихи по лексическим темам:

Игрушки

Знаю много я игрушек... (для детей старшей группы)
Знаю много я игрушек,
С ними мне совсем не скучно:
Кубик, мяч, совок, сачок,
 Мишка, лейка, флаг, бычок.

Мишка милый... (для детей подготовительной к школе группы)
Мишка милый, мишка славный,
Косолапый и забавный.
Весь из плюша мишка сшит,
Ватой пышною набит.

Наше тело

Потешка (для детей старшей группы)
Посуду мыть – палец болит,   
Воду носить – палец болит,     
Письмо писать – палец болит,    
А суп готов – палец здоров.

Нос, умойся!
Мошковская Эмма
Кран,
Откройся!
Нос,
Умойся!
Мойтесь
Сразу,
Оба
Глаза!
Мойтесь,
Уши,
Мойся,
Шейка!
Шейка, мойся
Хорошенько!
Мойся,
Мойся,
Обливайся!
Грязь,
Смывайся!
Грязь,
Смывайся!!!

Осень

"Осень, осень" (для детей старшей группы)
Осень, осень к нам идет,
Что же осень нам несет?
Листики цветные,
Ягоды лесные,
Овощи к обеду,
Много туч на небе.

Фрукты

В руки фрукты мы берем ...


В руки фрукты мы берем
И в  корзинку их кладем:
Слива, персик, апельсин,
Груша, киви, мандарин.

Хозяйка
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковь, горох,
Петрушку и свеклу, ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковь, горох
Петрушка и свекла, ох!
И суп овощной оказался неплох!
(Ю. Тувим) 

Листопад (для детей подготовительной группы)
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.

Дом
Строим дом
Молотком и топором
Стоим, строим новый дом.
В доме много этажей,
Много взрослых и детей.






Комментариев нет:

Отправить комментарий